аналитик Белорусского института стратегических исследований
В своей недавней статье автор поразмышлял по поводу важности разработки в Беларуси собственной антикризисной стратегии на основе экспертного популярного концепта «поворот в Азию». Несколько ранее предлагалось поступательно синхронизировать белорусский «поворот» с российским «поворотом на Восток» в формате Союзного государства Беларуси и России.
К слову, российскому «повороту на Восток», идеологом которого принято считать С. Караганова, декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» (ФМПиМЭ ВШЭ), в этом году исполняется 10 лет. По меркам истории – это немного, но с точки зрения этапа развития государства (тем более, учитывая динамику мировых процессов) – дата вполне весомая для подведения некоторых итогов, анализа достижений и промахов, идентификации проблем и, самое главное, верстки планов на будущее.
В поисках такой информации набрел в сети на статью Ниведиты Капур, научного сотрудника программы стратегических исследований индийского фонда Observer Research Foundation. Коллега также является научным сотрудником международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма ФМПиМЭ ВШЭ. Размышляя над минувшим периодом движения РФ в Азию, она обратила внимание на эффективность этого проекта, которая, по ее мнению, оставляет вопросы. В числе причин такого скепсиса названы неясные политические цели, невыполнение стартовых задач, слабое экономическое присутствие и влияние в различных субрегионах, которое отстает от динамики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Однако, пожалуй, главный ее вывод состоит в том, что за все эти годы РФ так и не смогла четко сформулировать долгосрочную стратегию «поворота на Восток».
Практически солидарен с Ниведитой и сам С.Караганов. В своей недавней статье он признал, что «поворот на Восток», который задумывался как большая национальная идея, сегодня «выдыхается», не достигнув своей главной цели – «переформатирования мышления российской элиты от отсталого европоцентризма к новому, устремленному в будущее большому евразийству». Подчеркивается, что в проекте не было идейной основы, которой можно было бы увлечь широкие массы. По большей части он получился технократическим, поэтому не стал своим, народным. С его точки зрения, такие национальные проекты, безусловно, полезны, но не пробуждают творческую энергию и не генерируют ведущих вперед идей, без которых государства попросту вырождаются.
К чему это все!? Автор полагает, что точно нет нужды прибегать к отсылкам к великим мыслителям для вывода о том, что у Беларуси, несмотря на весь форс-мажорный фон, сегодня имеется уникальная возможность проявить традиционную мудрость: извлечь уроки из стороннего опыта и не повторить серьезных ошибок при формулировании собственной стратегии.
И уж точно – это не про Украину. С глобальной точки зрения события в этой стране – периферийный конфликт, который рано или поздно закончится. Основной контекст происходящего таков, что главным бенефициаром на выходе из этого кризиса станет именно Азия. Уже много говорилось и писалось, что XXI век принадлежит именно АТР, а драматические события у наших соседей только ускорили дрейф в этот регион центра тяжести мировых геополитики и геоэкономики.
Поэтому, хотим мы этого или нет, нам придется – и максимально быстро – разработать такую стратегию, чтобы выжить в формирующемся на глазах новом мировом порядке. В условиях западной блокады Азия естественным образом превращается в мировой производственный, торговый, финансовый, технологический и логистический хаб. Разумеется, коренная перестройка (или скорее – ломка) прежних отношений и порядка вещей будет болезненной и затяжной (автор уже писал про выход из зоны комфорта): придется более глубоко и разветвленно продолжать встраиваться в азиатскую экономику, причем зачастую не на самых выгодных условиях. Однако, похоже, другого пути у нас практически нет.
На днях премьер-министр Беларуси Роман Головченко в числе важнейших задач назвал переориентацию экспорта, выпадающего с рынков стран Запада и Украины, на дружественные страны, в первую очередь РФ и КНР, а также другие традиционные наши партнеры. Разработан комплексный план поддержки экономики. На подходе еще один документ – специальный декрет, призванный консолидировать усилия государства, бизнеса и общества в быстро меняющихся условиях.
Ни в коем случае не ставя под сомнение и не умаляя значимости принимаемых антикризисных мер, очевидно, что все они в большей степени из разряда тактики. Стратегия же – это специализированный план достижения долгосрочных целей, приоткрывающий дальние горизонты. В нашем случае уместно говорить о комплексной стратегии управления экономическим будущим страны.
Такая стратегия призвана помочь государству сосредоточиться на глобальных вещах, а не только на краткосрочной и повседневной деятельности, а также эффективно мобилизовать, распределить и использовать свои уникальные ресурсы, активы и функции.
Стратегия направляет действия государства к желаемым целям, минимизировав нескоординированные, разрозненные и, возможно, контрпродуктивные шаги. Она обеспечивает относительную стабильность в условиях кризиса. Даже если базовые настройки претерпят коррективы, стратегия задаст общую точку отсчета.
Стратегия базируется на комплексном анализе наиболее важных внутренних и внешних факторов, которые важно принимать во внимание для синхронизации этих двух треков. Хорошая стратегия всегда проистекает из тщательного и глубокого анализа положения страны в мире, глубокого знания своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также четко сформулированных целей. Такой набор базовых параметров призван помочь выбрать оптимальные вектора приложения усилий и ресурсов.
Залогом успешной реализации стратегии является уникальная система действий – инновационный национальный курс, специально разработанный для достижения поставленных целей.
Отталкиваясь от теоретических выкладок, а также имеющихся в БИСИ экспертных наработок, не претендуя на истину в последней инстанции, для широкого обсуждения предлагается примерная структура национальной стратегии «поворота в Азию».
Не стремясь предложить завершенный проект будущего документа и оставляя место для последующих дискуссий (и очень на их рассчитывая), автор попытался набросать широкими штрихами приблизительную систему мер с разбивкой по ключевым сферам.
В политической сфере в качестве первоочередных мер предлагается:
перебалансировка основных направлений внешней политики, в том числе с фиксацией концепта «поворот в Азию» в соответствующих концептуальных документах (концепциях внешней политики и национальной безопасности);
качественное и количественное укрепление мотивированными и профессиональными кадрами дипломатического присутствия в ключевых субрегионах Азии;
диверсифицированная и более глубокая интеграция в политическое, экономическое и культурно-цивилизационное пространство Азии;
системное использование потенциала и возможностей сообщества зарубежных выпускников белорусских ВУЗов.
По данным Минобра, в 2021 году по основным и дополнительным программам в Беларуси ежегодно обучаются не менее 25 тысяч иностранных студентов из более чем 100 стран.
создание предпосылок для обеспечения цивилизационного баланса по линии Восток-3апад;
качественное и физическое наращивание разнопланового национального присутствия в целевых странах («мягкая сила»);
В экономической сфере первоочередными мерами видятся:
системная поддержка диверсификации экспорта в страны Азии, в том числе при опоре на местные финансовые и биржевые инструменты, а также комплексный научно-обоснованный подход (экономико-математическое моделирование);
разработка национального брэнда Беларуси с широкой трансляцией отечественных «историй успеха»;
создание института «бизнес-послов» на базе задействования ресурсов малого и среднего бизнеса, имеющего опыт и глубокое понимание специфики бизнеса в конкретных регионах и странах;
В информационной и гуманитарной сферах успешной реализации стратегии способствовали бы следующие меры:
консолидация усилий экспертного и академического сообщества в целях повышения массовой осведомленности населения, профессиональных сообществ в отношении азиатских перспектив и смещения таким образом этой тематики в центральную часть массового сознания, в том числе посредством целевой социологии;
повышение качества и глубины аналитической работы в госорганах и в реальном секторе, что представляется существенным условием повышения конкурентоспособности экспорта на азиатских рынках, подверженных жесткой конкуренции;
совершенствование национальной научной школы востоковедения.
Каждая часть Азии должна стать объектом научных исследований, а востоковедение – отдельной областью научного знания. При этом необходимо максимально «затачивать» образование под нужды реального сектора экономики;
создание, в том числе в кооперации с ведущими образовательными центрами Азии, основ отечественной бизнес-школы, включая разработку образовательных программ по теме «бизнес по-азиатски» с целевой страновой специализацией;
Государству нужны специалисты-востоковеды, не только глубоко разбирающиеся в происходящих в странах Азии событиях и процессах и понимающие важность Азии для экономического будущего страны, но и способные предлагать конкретные пути решения стоящих задач.
систематизация данных о выпускниках белорусских ВУЗов, интегрированных в деловую среду стран Азии, более системное задействование их потенциала и возможностей;
выработка механизмов синхронизации опыта и усилий государства, предпринимателей, сектора образования и экспертного сообщества на основе синергии их компетенций и знаний.
Как при составлении любого другого программного документа важны принципы. Автор полагает, что этот случай не является исключением и предлагает их набор в следующем изложении:
централизация процесса разработки и реализации стратегии на основе единого координационного центра, наделенного соответствующими полномочиями и административным ресурсом;
увязка стратегии с другими документами стратегического планирования, а именно с концепцией национальной безопасности, концепцией внешней политики, Программой социально-экономического развития Беларуси на 2021-2025 годы, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года и др.;
мобилизация основных ресурсов и активов на приоритетных (главных) направлениях – принцип «главного звена» мобилизационной (антикризисной) экономики;
консолидация усилий всего экономического блока, активное привлечение потенциала малого и среднего бизнеса;
уход от любой моноцентричности к географической диверсификации (несколько точек опоры в каждом субрегионе);
приоритет потребностей партнеров над собственным предложением, гибкое и оперативное реагирование на их запросы;
ориентация на доктринальные (программные) документы развития целевых государств, особенно на региональном уровне;
учет этноконфессиональных, национальных, культурных и иных особенностей целевых государств, а также нюансов местной деловой практики;
отказ от показухи и имиджевых проектов, ориентация только на реальный результат.
В первом приближении на этом, пожалуй, можно остановиться…
В любых делах при максимуме сложностей лучший способ пережить кризис – кардинально изменить свое мышление и стиль работы. Окончательно и бесповоротно пересмотреть изжившие себя догмы, установки и стереотипы прошлого. А важно перестать фокусироваться на негативе, начать искать новые возможности и реагировать на происходящее рационально и прагматично: кризис – это всегда еще и возможность. И помнить, что наше будущее – в наших руках.
Поэтому данной статьей автор анонсирует начало дискуссии по вопросу разработки прототипа проекта антикризисной стратегии «поворота в Азию», к активному участию которой пригашаются все неравнодушные и заинтересованные люди.
При должной активности и поступлении достаточного количества предложений к осени мы могли бы выйти на организацию на базе БИСИ международной экспертной конференции, в рамках которой обсудить все идеи и, вероятно, сверстать проект стратегии.
Ждем интересных инновационных идей и предложений по данной теме по адресу: yarmolinskiy@bisr.by.